Засыпкин С. Печать E-mail

Инвектива

Коммуникативный феномен, проявляющийся в агрессии по отношению к участникам и нормам общения через употребление табуированных лексических единиц и узуально-неприемлемых грамматических форм. Инвектива является родовым понятием по отношению к таким терминам как мат, жаргон, сленг, феня, арго, обсценная лексика, бранная лекскика и т.п. 

Основные характеристики: универсальность (может использоваться во всех ситуациях и сферах общениях); полезность (достигает неограниченное количество коммуникативных целей из-за возможности выражения большого спектра чувств и смыслов при ограниченном выборе лексических средств); стабильность (80% случаев инвективного словоупотребления составляют 10 корневых основ, которые остаются неизменными на протяжении нескольких десятилетий).

Функции инвективы: создание новой коммуникативной реальности, где сметаются всякие конвенции норм (все, что было запрещено, становится разрешенным) и смыслов (каждая инвективная корневая основа имеет не менее 10 значений, что позволяет инвектуму творить свой мир смысла); катарсис как психологическое облегчение при осознании возможности нарушения табу; коммуникативная функция: инвектива стягивает на себя негативные смыслы и коннотации, оставляя «чистыми» остальные слова; цивилизационная функция: инвектива позволяет выразить агрессию, не прибегая к физическому насилию.

Теории происхождения: 1. инвектива – всегда нарушение определенного табу, которое является продуктом региональной культуры. Таким образом, культура санкционирует каждое действие человека, что противоречит естественному стремлению индивида к тотальному удовольствию (З. Фрейд). Это стремление заставляет человека во избежание неврозов нарушить эти табу. Инвектива и есть коммуникативный способ преодоления таких табу. Вопрос бытийствования инвективы стоит в прямой зависимости от возможности функционирования культуры, в основе которой не лежали бы запреты-табу. 2. инвектива – нейро-психо-лингво-социо-культурный феномен (T. Jay). Продуцирование и функционирование инвективы связывается с деятельностью группы зон коры головного мозга. Частота использования индивидом инвективы зависит от ряда психосоматических факторов (например: тип агрессии, акцентуации характера и др.) и той социокультурной среды, в которой воспитывался инвектум. Отбор лексических единиц зависит от регионального культурного типа коммуникации.

Основу современной русскоязычной инвективы в плане отбора языковых средств еще в XIX веке составили идиш и язык офеней и цыган.

Литература: Jay T. The utility and ubiquity of taboo words // Perspective on psychological science. Vol. 4, Number 2                                     Жельвис В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира / В. И. Жельвис. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ладомир, 2001. — 349 с.
Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд ; [пер. с нем. М. В. Вульфа]. — СПб. : Азбука-классика, 2006. — 256 с.

Жаргон

Социальная разновидность речи, характеризующаяся (в отличии от общенародного языка) специфической, нередко экспрессивно переосмысленной лексикой и фразеологией, а также особым использованием словообразовательных средств. Смещение в городах лиц разных профессий и социального положения, а также использование ими своего специфического языка в других сферах жизни породило современный жаргон, который активно взаимодействует с литературным языком. Тесная бытовая спайка обуславливает языковую ассимиляцию, сложение своеобразных у данного коллектива разговорных и письменных типов речи. Жаргон – непрестанное искание новых экспрессивных языковых средств в ближайших источниках в разговорной речи разных групп городского населения; использование «иной» речи социальных соседей и антиподов.

Традиционно в научной литературе равнозначно используется триада терминов жаргон – арго – сленг. В лингвистическом же плане они отражают разные элементы национальной языковой структуры.

Жаргон – статусное определение специфического языка лиц, объединенных общностью интересов, либо профессий.

Арго – статусное определение специфического языка социально-культурных низов общества, используемого в ситуации преднамеренного игнорирования норм литературного языка.

Сленг – статусное определение специфического состава лексических единиц языка определенных субкультур в сфере неформального общения. 

Литература: Ларин Б.А. О лингвистическом изучении города//История русского языка и общее языкознание (Избранные работы). - М., 1977. - С. 175-189
Рубцова Е.А. Лингвокультурологический анализ молодежного сленга начала XXI века (на материале печатных СМИ) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01 / Е. А. Рубцова ; Рос. ун-т дружбы народов. — М. : [б. и.], 2009. — 18 с.
Жельвис В.И. Грубость: проблема классификации лексики // Фразеологизм и слово в национально-культурном дискурсе (лингвистический и лингво-методический аспект): Международная научно-практическая конференция, посвященная юбилею д.ф.н., проф. А.М. Мелерович. - Москва - Кострома, 2008. - С. 71-76.

Мат

Наиболее грубая и эмоционально нагруженная разновидность инвективы всегда осуждаемая в обществе. Специфика мата заключается в том, что мат выражает профанное (земное) начало в противовес божественному (возвышенному). Мат является выражением мироощущения карнавала (М.М. Бахтин), где «верх» и «низ» меняются местами.

Теории происхождения: 1. Бахтин М.М.: мат явился результатом распространения христианства, которое пропагандировало ценность духовной сферы и ничтожность всего, что было связано с материальными и физиологическими потребностями человека. Таким образом, сложилось противоречие между табуированностью человеческого низа и необходимостью вербализации данной сферы. Типы мата: а) прореактивный (связан с половой, сексуальной сферами); б) скатологический (связан с человеческими выделениями). 2. Успенский Б.А.: в основе матерной брани лежит образ пса, оскверняющая землю-матушку. Функциональная нагрузка такой лексики диалектична: с одной стороны, культовая, доставшаяся в наследство от язычества, с другой – высмеивание язычества в пользу христианства. Синтезом этих функций стало использование матерной брани как проклятия и как оберега от злых языческих духов, которых признало православие. Мат в свете цивилизационной функции выступает механизмом адаптации к культуре и успешного вживания в среду.

Литература: Успенский Б.А. Избранные труды. Т.2. М., 1994, с.53 -128; Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин; Оформление худож. Е. Ганнушкина. — 2-е изд. — М. : Худож. лит., 1990. — 543 с; Блинов В.А. Русский народный мат: Толковый словарь / Блинов В.А., Шевелев Ф.А. - Екатеринбург: Урал. литератор, 2002. – 205 с. 
 


 





Здесь будет баннер
Международная Академиия Дискурс Исследований, 2009
620144 г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 68 info@madipi.ru
Rambler's Top100 Разработка, создание и техническая поддержка сайта
admin@apin.ru ООО "Агентство Культурной Информации", 2009