Лебедева Г.В. Печать E-mail

ПАМЯТЬ

Память - практика удержания прошлого в настоящем, направленная на конструирование социокультурного пространства и времени, смысл которой задается различием воспоминания и забвения. 

Память связана с дифференциацией прошлого и будущего; она определяется этим различием, не соотносясь исключительно с прошлым (М. Хальбвакс, Н. Луман). 
Образы прошлого, репрезентируемого памятью, конструируются и заново воссоздаются во взаимодействии людей. 
Память, в качестве инкорпорированной истории, связана с понятием габитус, который придает практикам воспоминания и забывания согласованность друг с другом (П. Бурдье).

Особенностями мнемонических (от греч. «mnēmē» - память) практик являются:

1. Процессуальный характер памятования и забвения (Т. Адорно, П. Бергер, Т. Лукман).Память, понимаемая как «ретроактивная проработка», перестает мыслиться как статический объект. 
Прошлое существует, будучи символизировано в текстуре самой памяти, поэтому мы постоянно переписываем историю и меняем версии пережитого прошлого.  

2. Направленность на конструирование прошлого. Прошлое является конструкцией, формируемой духовными потребностями и контекстом данного настоящего. 

Нет памяти, способной удержать прошлое как таковое; от прошлого остается только то, что общество в ту или иную эпоху способно воссоздать в своих нынешних референциальных рамках (М. Хальбвакс). 
Не существует прошлого так такового, оно возникает благодаря обращенности к нему, посредством воспоминания и забвения (Я. и А. Ассман).

3. Децентрализация и множественность форм памяти. 

Память выступает в качестве основания тождества личности, что напрямую связывает ее с проблемами персональной идентичности. 
Выделение форм памяти находится в тесной связи со способами обретения идентичностей в социокультурном пространстве: «культурная память» (Я. и А. Ассман), «автобиографическая память» (В.А. Подорога, Е.Г. Трубина), «коллективная память» (М. Хальбвакс), «соперничающая»/«контр-память» (М. Фуко), «дрейфующая память» (Ж. Деррида), «коммуникативная память» (Н.Луман), «мужская/женская память» (Н.Л. Пушкарева) и др.;

4. Реабилитация забвения. 
В осмыслении оппозиции «воспоминание-забвение» происходит смещение акцентов в сторону забвения (Ф. Ницше, З. Фрейд), а затем разрушение подобного противопоставления и утверждение забвения в структуре самого «следа памяти» (Ж. Лакан, Ж. Деррида, С. Жижек).  

5. Участие в регулировании и распределении властных отношений. 

Обращение к истории дискурса, которую М. Фуко противопоставлял истории идей, позволило выйти на новый уровень осмысления памяти: помимо памяти-архива вводится понятие «контр-памяти», переживаемой как разрыв, дисконтинуальность. 
В контексте рассмотрения памяти как дискурсивной практики особое внимание уделяется соотношению персональных и коллективных форм памяти,памяти и истории (П. Рикер),памяти и власти (М. Фуко). 
Память о прошлом может быть формой не только обоснования, но и сопротивления настоящему; ее перспективы, исключенные из горизонта повседневности, не просто забываются или вытесняются. 
Они образуют задний план, который сохраняется в качестве «непроявленного прошлого», «техник умолчания» (Н. Луман), «симптома» (Ж. Лакан, С. Жижек).

Такая система диспозиций в определении памяти как дискурсивной практики: прошлое, смысл которого конструируется в настоящем; интериоризация внешних форм памяти посредством мнемонических практик, - позволяет избежать четкого противопоставления между коммуникативным и выходящими за пределы человеческой коммуникации смыслами, внешним и внутренним, персональным и коллективным. 

Литература: Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М., 2004. – 328с.,Адорно Т. Что означает «проработка прошлого». // Неприкосновенный запас, 2005, № 2-3.,Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995. - 323 с.,Бурдье П. Практический смысл. – СПб., 2001. – 562с.,Вельцер Х. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. // Неприкосновенный запас, 2005, № 2-3.,Луман Н. Реальность массмедиа. – М., 2005. – 256с.,Рикер П. Память, история, забвение. – М., 2004. – 728с.,Трубина Е. Г. Рассказанное Я: отпечатки голоса. – Екатеринбург, 2002. – 272с.,Фуко М. Археология знания. – Киев, 1996. – 208с.,Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. – М., 2007. – 348с.


 





Здесь будет баннер
Международная Академиия Дискурс Исследований, 2009
620144 г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 68 info@madipi.ru
Rambler's Top100 Разработка, создание и техническая поддержка сайта
admin@apin.ru ООО "Агентство Культурной Информации", 2009