Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN Print: 1817-9568;  ISSN Online: 2782-6007 РУС ENG

Главная / Архив журналов / Т. 19 №3 / Дискурсивная модель женщины в советской детской прессе

Дискурсивная модель женщины в советской детской прессе

Дубровская Т.В.

Татьяна Викторовна Дубровская, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка, Пензенский государственный университет, Пенза, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0044-6056, email: gynergy74@gmail.com

Для цитирования: Дубровская Т. В. Дискурсивная модель женщины в советской детской прессе // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 3. С. 36–53. https://doi.org/10.17506/18179568_2022_19_3_36

https://dx.doi.org/10.17506/18179568_2022_19_3_36

Цель статьи – выстроить дискурсивную модель женщины в советской детской прессе на материалах журнала «Пионер» 1970–1980-х гг. Автор обращается к объекту исследования в ключе позитивной пропаганды и, опираясь на социальный конструкционизм, дискурс-анализ и мультимодальный анализ, утверждает, что модель советской женщины в детском журнале строилась на основе трех параметров: профессиональный путь, социальная активность, семейная жизнь и личный путь. Репрезентацииженщинывоспроизводили государственную политику, направленную на ее массовое вовлечение в производство и общественную жизнь. Также женщина представлялась организующим центром семьи и личностью, способной выстоять в самых непростых ситуациях. Эта модель транслировалась посредством различных семиотических ресурсов, включая набор жанров (художественных и нехудожественных) и персоналий, прагматических стратегий, фотографий и иллюстраций. Автором статьи выделяются ключевые стратегии репрезентации: положительно-оценочная, прецизионная, эмоционализации и амбивалентной репрезентации, которые актуализировались лексическими и грамматическими ресурсами, мультимодальными комплексами, логикой суждений. Стратегическое применение языковых и мультимодальных средств позволяет утверждать, что репрезентации советской женщины в детском журнале играли не пассивную роль, оправдывая социальные ожидания, а сами конструировали социальные нормыи практики. Таким образом, подрастающее поколение получало аксиологически нагруженные репрезентации, которые транслировали модель общественного устройства и роли женщины, отражали реалии современности и одновременно конструировали желаемые образцы социальных практик в соответствии с государственной политикой для взрослых.

*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 22-28-00775 «Медиатизированная модель советского общества в детской периодике»

Ключевые слова: советская пресса, детский журнал, женщина, репрезентация, стратегия, модель, гендер

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Скачать статью: PDF