Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN Print: 1817-9568;  ISSN Online: 2782-6007 РУС ENG

Главная / Архив журналов / Т. 20 №3 / Философско-антропологические основания немецкой педагогики мира: трансформация основных понятий и подходов

Философско-антропологические основания немецкой педагогики мира: трансформация основных понятий и подходов

Черепанова Е.С.

Екатерина Сергеевна Черепанова, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры департамента философии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2126-1678, e-mail: e.s.cherepanova@urfu.ru

Для цитирования: Черепанова Е.С. Философско-антропологические основания немецкой педагогики мира: трансформация основных понятий и подходов // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 121–137. https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_121

https://dx.doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_121

Педагогика мира возникает после Второй мировой войны прежде всего для воспитания детей и молодежи ФРГ и ГДР в новом идеологическом ключе. С 1980-х гг. педагогика мира ориентируется в основном на развивающиеся страны, где имеют место постоянные военные конфликты, в которые в качестве активных участников (солдат) включены дети. Предметом анализа в статье являются основные понятия (мир, агрессия, человек и т.п.), которые разрабатывают немецкие теоретики, начиная с 1950-х гг. Выявлено, что среди философско-антропологических концептов педагогики мира в ФРГ на первом этапе ее становления находятся следующие: эксцентрическая позициональность человека как живого существа (Г. Плеснер); агрессия как врожденный инстинкт и ее сложные отношения с установлением связей и взаимодействий между людьми (К. Лоренц); человек как биологически недостаточное существо (А. Гелен). В ГДР педагогические теории были фундированы марксистским толкованием сущности человека. После объединения Германии происходят существенные изменения, что знаменует второй этап развития педагогики мира. Человек понимается как существо, хотя и связанное с природой, но в большей мере детерминированное культурой. В этой связи на первый план выходит та часть теории Г. Плеснера, где анализируется сопредельный мир (Mitwelt) и духовная деятельность человека. Значимым становится и концепт Другого. Признавая антропологические законы эксцентрической позициональности, естественной искусственности, опосредствованной непосредственности, исследователи подчеркивают также необходимость учитывать влияние культуры, которая определяет человеческую уникальность.

Ключевые слова: человек, конфликт, философская антропология, педагогика мира, немецкая педагогика мира, агрессия, философия Г. Плеснера.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Скачать статью: PDF