Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN Print: 1817-9568;  ISSN Online: 2782-6007 РУС ENG

Главная / Архив журналов / №4 (41) / Медиа-репрезентации памяти: доминирующие коды прочтения травматичных событий в интернет-пространстве

Медиа-репрезентации памяти: доминирующие коды прочтения травматичных событий в интернет-пространстве

Зубанова Л.Б.

Зубанова Людмила Борисовна, Челябинский государственный институт культуры, кафедра культурологии и социологии, доктор культурологии, профессор, Челябинск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6081-5568, E-mail: milazubanova@gmail.com

Для цитирования: Зубанова Л.Б. Медиа-репрезентации памяти: доминирующие коды прочтения травматичных событий в интернет-пространстве // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2020. № 4 (41). С. 26–39. doi: 10.24411/1817-9568-2020-10402

https://dx.doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10402

В статье рассматривается актуальный исследовательский дискурс осмысления прошлого – медиатизация памяти, и, в частности, виртуальный memory-нарратив. Цифровая память анализируется на пересечении двух основных потоков: стихийной памяти (отраженной в пользовательском контенте) и регулируемой мобилизации воспоминаний (целенаправленные стратегии создания и трансляции оформленного образа прошлого). Цель статьи – проанализировать особенности восприятия травматичных событий в истории России, воплощенных в медиапроектах популярных российских интернет-журналистов и блогеров. Базой исследования выступили три интернетпроекта, посвященные истории сталинских репрессий (фильм блогера Юрия Дудя «Колыма – родина нашего страха»), событиям Великой Отечественной Войны (фильм журналиста Алексея Пивоварова «Ржев – русская долина смерти») и военной операции Советского Союза в Афганистане (фильм журналиста Катерины Гордеевой «Афган. Человек (не) вернулся с войны»). Анализ восприятия медиапроектов аудиторией основан на методах и процедурах количественно-качественной интерпретации комментариев пользователей на YouTube-каналах «вДудь», «Редакция» и «ещенепознер». На первом этапе исследования выделены количественные показатели внимания аудитории к трем фильмам: количество просмотров, общее количество комментариев, количество положительных и отрицательных реакций пользователей. Второй этап анализа связан с содержательной локализацией внимания аудитории в отношении транслируемого медиа-контента – выявлением смысловых фрагментов внутри фильмов, на которые в большей мере концентрируется внимание интернет-пользователей. На основе выборочной оценки 1000 комментариев по каждому фильму, выделены memory-нарративы, отражающие ключевой посыл сообщения: актуализация памяти, искажение памяти, дань памяти, память жертв, негативная память, носители памяти, автобиографическая память, обновленная память. По результатам распределения выделенных memory-нарративов делаются выводы о коммуникативной памяти аудитории как коллективного актора, для которого характерным становится транзитное состояние сознания: актуализация и противоречивость прочтения событий прошлого.

* Статья выполнена в рамках проекта № 18-011-00658 Российского фонда фундаментальных исследований.

Ключевые слова: медиатизация памяти, цифровая память, интернет-проекты, пользовательский контент, memory-нарративы, образ прошлого

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Скачать статью: PDF