Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN Print: 1817-9568;  ISSN Online: 2782-6007 РУС ENG

Главная / Архив журналов / Т. 20 №3 / От радости к дисциплине: физическая культура в советском игровом кино 1920–1930-х гг.

От радости к дисциплине: физическая культура в советском игровом кино 1920–1930-х гг.

Кочухова Е.С.

Елена Сергеевна Кочухова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7329-2046, e-mail: elenascause@yandex.ru

Для цитирования: Кочухова Е.С. От радости к дисциплине: физическая культура в советском игровом кино 1920–1930-х гг. // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 81–99. https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_81

https://dx.doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_81

В статье выявляются особенности репрезентации повседневных любительских спортивных практик в советском игровом кино 1920–1930-х гг. Визуальная репрезентации спорта в массовой культуре данного периода исследована недостаточно, однако именно демонстрация спортивного тела являлась и средством продвижения зарождавшейся системы физкультуры, и наглядной составляющей конструируемого в культуре образа «нового человека». Автором с опорой на исследования по антропологии советского, выполненные в русле визуального поворота, показано, что игровое кино выступает значимым источником для изучения складывавшихся образов физкультурных практик. Описаны принципы создания выборки киноисточников. Исследована имплементация в кинообразы целей советской системы физкультуры, содержащихся в официальном дискурсе, а также использование образа спортсмена для иллюстрации идеи «нового человека». Для этого рассмотрены тематические эпизоды фильмов с точки зрения их места в сюжете, строения кадра, пластики и эмоций героев. Методика работы с материалом восходит к системному киноанализу Г.Корте. Ключевым результатом исследования является обнаружение трансформации репрезентации физической культуры в фильмах исследуемого периода. Делается вывод, что в 1920-е гг. она представлена как источник приятных эмоций, как досуг, не требующий специальной подготовки, в 1930-е гг. – как серьезное дело, систематически объединяющее людей. В 1920-е она выглядит как случайно выхваченная взглядом часть повседневной жизни, в 1930-е – как хорошо выстроенное зрелище. Этот визуальный сдвиг отражает существовавшую тенденцию к массовизации спорта и формированию нового типа его потребления.

Ключевые слова: визуальные исследования, культурная политика, советский спорт, физическая культура, советское кино.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Скачать статью: PDF