Главная / Архив журналов / Т. 18 №3 / «Победные» фразы-клише как нарративный компонент политики памяти о Великой Отечественной войне
Для цитирования: Голоскоков В.А., Русакова О.Ф. «Победные» фразы-клише как нарративный компонент политики памяти о Великой Отечественной войне // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2021. Т. 18. № 3. С. 76–95. https://doi.org/10.17506/18179568_2021_18_3_76
https://dx.doi.org/10.17506/18179568_2021_18_3_76
В России в последнее десятилетие на государственном уровне значительное внимание стало уделяться проблемам политики памяти, в особенности памяти о событиях и результатах Великой Отечественной войны. Основными акторами данной политики являются, с одной стороны, государственные институты, представители официальных властных кругов, а с другой – институты гражданского общества, включая негосударственные СМИ и социальные сети. В числе способов репрезентации политики памяти в массовом сознании нами особо выделяются фразы-клише. При рассмотрении клише, приуроченных ко Дню Победы и пользующихся большой популярностью среди россиян, мы отмечаем доминирование в их содержании победных смыслов и эмоций, что позволяет обозначить их термином «победные». Целью настоящей статьи является проведение классификации «победных» фраз-клише, выступающих в качестве нарративного компонента политики памяти о Великой Отечественной войне. Под нарративом принято называть сюжетно оформленный повествовательный дискурс, предлагающий связную картину цепи исторических событий. Нарративный дискурс может использоваться для трансляции той или иной идеологии, определенных ценностей и сложившихся стереотипов. Своеобразным нарративом, результатом исторической наррации мы считаем дискурс политики памяти, который стал предметом особого общественного внимания в постсоветских государствах в первые десятилетия XXI века. Основными источниками исследования стали материалы популярных сообществ социальной сети «ВКонтакте». На основе применения метода контентанализа была произведена классификация «победных» фраз-клише, относящихся к празднованию 9 Мая. Классификация фраз-клише проводилась по таким критериям, как форма выражения, эмоциональное наполнение и смысловое содержание. В ходе проведения классификации была проанализирована коммуникативная структура клише, в которой выделяются следующие основные компоненты: адресант (создатель или первораспространитель клише), адресат (получатель смыслового сообщения, зашифрованного в клише) и ретранслятор (получатель сообщения, передающий его другим адресатам). При анализе «победных» клише сделан вывод о постепенном увеличении числа клише, не просто призывающих помнить о всенародном подвиге Победы, а акцентирующих особое внимание на его высокой цене. Отмечается, что обычный адресат может стать адресатом-ретранслятором, расставляющим в клише новые, наиболее актуальные акценты. Такие группы креативных участников интернет-коммуникации вполне способны стать реальными акторами, оказывающими воздействие на корректировку официального курса современной политики памяти.
* Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 21–011–43023 «Официальный дискурс российской политики памяти о советском прошлом: стратегии интерпретаций, акторы, коммеморативные практики».
Ключевые слова: политика памяти, историческая память, клише, «победные» клише, слоган, эмоциональный концепт
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.
Скачать статью: PDF