Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN: 1817-9568 (Print) РУС ENG

Главная / Архив журналов / Т. 18 №3 / Политические практики «вращающихся дверей» в России: региональный аспект

Политические практики «вращающихся дверей» в России: региональный аспект

Мухаметов Р.С., Буянов Н.А.

Для цитирования: Мухаметов Р.С., Буянов Н.А. Политические практики «вращающихся дверей» в России: региональный аспект // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2021. Т. 18. № 3. С. 128–141. https://doi.org/10.17506/18179568_2021_18_3_128

https://dx.doi.org/ 10.17506/18179568_2021_18_3_128

Статья посвящена изучению практики перемещения бывших государственных служащих и парламентариев на работу в коммерческий сектор и наоборот. Теория «вращающихся дверей» выступает концептуальной основой исследования, в первой части которого рассматриваются основные подходы к определению данного понятия. Используя указанную теорию, авторы работы стремятся дать ответы на ряд исследовательских вопросов. В какой степени феномен «вращающейся двери» свойственен политической жизни российских регионов и, в частности, Свердловской области? Какова доля чиновников, переходящих c государственной службы в частный сектор на должность «лоббиста» и/или специалиста, отвечающего за связи с органами государственной власти (GR-менеджера), и наоборот? Для поиска ответов авторы применяют биографический подход, используя базу данных, которая включает сведения обо всех бывших и настоящих руководителях отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области, анализируют сведения о трудовой деятельности региональных министров. Также источниками данных послужили материалы из сети Интернет, в том числе официальные сайты областного правительства. Главный метод анализа количественных данных – описательная статистика. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что коммерческие компании являются вторым по популярности местом работы как до назначения, так и после освобождения лицами министерской должности; экс-министры часто трудоустраиваются директорами предприятий и GR-менеджерами. Выявляются причины такого положения дел. В основе объяснительной модели лежит концепция спроса и предложения. Подсчеты показывают, что меньше 10% компаний имеют структурные подразделения, отвечающие за связи с органами власти. Ограничивающим фактором выступает стремление руководителей коммерческих организаций напрямую принимать участие в политике для продвижения корпоративных интересов, а не обращаться в коммуникационные агентства за GR-сопровождением.

Ключевые слова: «вращающиеся двери», лоббизм, связи с органами власти, биографический подход, Свердловская область

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Скачать статью: PDF