Мошкин С.В.
Сергей Вячеславович Мошкин, доктор политических наук, старший научный сотрудник, Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4541-9609, e-mail: osa‑sv@yandex.ru
https://dx.doi.org/10.17506/dipi.2018.31.2.159168
В статье показана трансформация взглядов российского руководства на "косовский прецедент" - самопровозглашение в 2008 году независимости бывшей сербской автономии Косово, населенной преимущественно этническими албанцами, от республики Сербия. Если первоначально для разрешения косовского конфликта официальная Москва настаивала на приоритете принципов нерушимости границ и территориальной целостности государства (в данном случае сербского), над правом на самоопределение сербских албанцев и призывала "коллективный Запад" не допустить грубого попрания норм международного права, то после российско-грузинского конфликта в августе 2008 года и признания независимости Южной Осетии, Абхазии и особенно Крыма в марте 2014 года стало ясно: в глазах российского руководства принцип самоопределения народов вполне может доминировать над принципом территориальной целостности. Внешнеполитическая концепция кардинально изменилась: российское руководство стало прямо ссылаться на косовский пример. Россия оказалась единственной страной, кто на деле использовал "косовский прецедент", критикуемый ею ранее, для решения своих амбициозных внешнеполитических задач.
Ключевые слова: край Косово, Крым, принцип территориальной целостности государства, право народов на самоопределение, сецессия.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.
Скачать статью: PDF