Главная / Архив журналов / Т. 19 №1 / Реконструируя визуальные сообщения эпохи: итоги семинара «Исследовательские «оптики» визуального наследия советской повседневности»
Для цитирования: Кочухова Е.С., Трофимов А.В., Воробьёва М.В., Клинова М.А. Реконструируя визуальные сообщения эпохи: итоги семинара «Исследовательские «оптики» визуального наследия советской повседневности» // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 1. С. 150–164. https://doi.org/10.17506/18179568_2022_19_1_150
https://dx.doi.org/10.17506/18179568_2022_19_1_150
В статье рассматривается широкий круг вопросов, связанных с изучением советского визуального наследия. Проблематика визуального наследия советской повседневности является актуальной темой научного поиска, реализуемого в русле различных гуманитарных дисциплин – культурологии, истории, философии, культурной антропологии и др. Отсутствие общего междисциплинарного методического и методологического инструментария затрудняет работу с визуальными источниками, представленными разнообразными материалами (фотографиями, карикатурами, художественными фильмами, проектной документацией и пр.). Сделать шаги на пути решения проблемы междисциплинарного диалога о советском визуальном наследии – цель онлайн-семинара, организованного коллективом ученых в рамках научного проекта «Визуальные стандарты образа жизни советского городского населения после мировых войн: компаративный анализ». В семинаре приняли участие историки, культурологи и философы из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Тюмени, Абакана, Иркутска. На основании сделанных на семинаре докладов в статье обозначены перспективные направления исследования визуального наследия советской повседневности, разрабатываемые в настоящее время в российской гуманитарной науке. Темы, поднятые на семинаре, касаются советских моделей труда и отдыха, престижного потребления, конструирования образов не-советского, проблемы репрезентации «культурного наследия», тематических областей и образов государственной сатиры, разнообразных методик и подходов к изучению советского кинематографа и архитектуры разных периодов. Основными визуальными источниками, к которым обращались докладчики, выступили советские иллюстрированные журналы, газеты, кино и источник, особенно сложный в силу своей неочевидности, – архитектура (не только эскизы и проекты, но и сами здания в городской среде). Большинство представленных на семинаре исследований основаны на качественном анализе источников.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-09-00216А «Визуальные стандарты образа жизни советского городского населения после мировых войн: компаративный анализ».
Ключевые слова: визуальные исследования, советская пресса, советское кино, советская архитектура, советская сатира
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.
Скачать статью: PDF