Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN Print: 1817-9568;  ISSN Online: 2782-6007 РУС ENG

Главная / Архив журналов / №3 (40) / Репрезентация Великой Отечественной войны в сетевых сообществах

Репрезентация Великой Отечественной войны в сетевых сообществах

Головашина О.В.

Головашина Оксана Владимировна, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, доцент кафедры философии и методологии науки, кандидат исторических наук, Тамбов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9911-175X, E-mail: ovgolovashina@mail.ru

Для цитирования: Головашина О.В. Репрезентация Великой Отечественной войны в сетевых сообществах // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2020. № 3 (40). С. 26–39. doi: 10.24411/1817-9568-2020-10302

https://dx.doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10302

Статья посвящена особенностям образа Великой Отечественной войны в интернет-сообществах. На первом этапе работы автор предлагает дефиницию сетевых сообществ, рассматривает их характерные признаки и отличия от социальных сетей, затем, на основе полученных выводов, анализирует, как особенности сетевой коммуникации определяют репрезентацию Великой Отечественной войны. Этот анализ позволяет автору сделать некоторые выводы о перспективах появления новых версий прошлого, способных конкурировать с государственной политикой памяти, а также о динамике коммуникативной и культурной памяти и возможности digital network memory в России. При анализе высказываний в сетевых сообществах использовались теория речевых актов Дж. Остина и концепция различения текстов по линии «информативность–предсказуемость» Ю. М. Лотмана в трактовке Ю. Меламед. Источниками для статьи послужили сайты движений «Бессмертный полк» и «Бессмертный полк России», а также интернет-страницы четырех региональных отделений этих движений. Анализ источников с опорой на полученные ранее теоретические выводы позволил прийти к следующим результатам: 1. Интернетсообщества часто вместо образа Великой Отечественной войны используют образ Победы, что соответствует содержанию официальной политики памяти. 2. Для большинства современных россиян основным языком описания событий Великой Отечественной войны продолжает оставаться дискурс советской пропаганды, транслирующий ранее сложившийся образ Победы. 3. Переход к дискурсу культурной памяти применительно к образу Великой Отечественной войны осложняется распространением официального дискурса даже в личных воспоминаниях и отсутствием экспертов, которых сообщество признает носителями культурной памяти. 4. Автор считает, что применение технологий digital network memory может в итоге породить альтернативные версии официальной политике памяти (в качестве контрпамяти по Фуко). Однако в исследуемых сетевых сообществах они, скорее всего, будут использоваться официальными акторами в своих целях.

*Статья выполнена в рамках проекта № 18-011-00658 Российского фонда фундаментальных исследований.

Ключевые слова: День Победы, Великая Отечественная война, коммуникативная память, культурная память, digital network memory, сетевые сообщества.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Скачать статью: PDF