Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN Print: 1817-9568;  ISSN Online: 2782-6007 РУС ENG

Главная / Архив журналов / Т. 21 №3 / «Слепая зона» общественного мнения: концепция пропаганды Уолтера Липпмана

«Слепая зона» общественного мнения: концепция пропаганды Уолтера Липпмана

Белоусов А.Б.

Александр Борисович Белоусов, кандидат политических наук, старший научный сотрудник, Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0082-909X, e-mail: ektb@ya.ru

Для цитирования: : Белоусов А.Б. «Слепая зона» общественного мнения: концепция пропаганды Уолтера Липпмана // Дискурс-Пи. 2024. Т. 21. № 3. С. 60–75. https://doi. org/10.17506/18179568_2024_21_3_60

https://dx.doi.org/10.17506/18179568_2024_21_3_60

Статья посвящена концепции пропаганды Уолтера Липпмана. Понятие пропаганды у Липпмана традиционно остается в тени другого более известного термина, введенного им в оборот – общественного мнения. Исследования пропаганды имеют особую ценность в текущий момент, поскольку из-за происходящих событий объемы пропаганды и ее влияние на общественно-политическую атмосферу существенно увеличились. Среди исследователей, которые впервые обратили внимание на пропаганду, включая Эдварда Бернейса, Гарольда Лассуэлла и Артура Понсонби, Уолтер Липппман был первым, кто написал о ней. Однако его влияние на исследования пропаганды, как правило, недооценивается. В статье показывается, что и Лассуэлл, и Бернейс, и Понсонби в той или иной степени выполняли исследовательские задачи, впервые поставленные Липпманом. В статье анализируется понимание пропаганды в ключевой работе Липпмана «Общественное мнение», а также в других его послевоенных работах, таких как «Политическая сцена; эссе о победе 1918 года» (1919), «Свобода и новости» (1920), «Призрак общественности» (1927), которые остаются непереведенными на русский язык и по сей день. Также впервые в российской политической науке исследуется биографический контекст работ Липпмана, а именно его опыт работы пропагандистом в Европе в 1918 году. Было выяснено, что, получив негативный опыт работы в сфере пропаганды и проиграв аппаратную конкуренцию главе американского пропагандистского ведомства Джорджу Крилу, Уолтер Липпман перенес свои антипатии на «фигуру пропагандиста», которую в своих работах награждает самыми яркими негативными эпитетами. Тень этого отношения падает и на саму пропаганду, которая, будучи главным механизмом формирования общественного мнения, фактически замалчивается им в «Общественном мнении», превращаясь в ее «слепое пятно».

Ключевые слова: пропаганда, общественное мнение, Первая мировая война, стереотип, связи с общественностью

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Скачать статью: PDF