Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN Print: 1817-9568;  ISSN Online: 2782-6007 РУС ENG

Главная / Архив журналов / Т. 20 №2 / СМИ и этнически значимые символы: между закреплением и влиянием (на примере кряшенской газеты «Туганайлар»)

СМИ и этнически значимые символы: между закреплением и влиянием (на примере кряшенской газеты «Туганайлар»)

Денисов А.Е.

Андрей Евгеньевич Денисов, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры конфликтологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8616-6006, e-mail: Count-Denisov@yandex.ru

Для цитирования: Денисов А.Е. СМИ и этнически значимые символы: между закреплением и влиянием (на примере кряшенской газеты «Туганайлар») // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 2. С. 68–85. https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_2_68

https://dx.doi.org/10.17506/18179568_2023_20_2_68

Статья посвящена анализу взаимовлияния этнических средств массовой информации и национального движения. Актуальность исследования обусловлена особенностями современного индивидуализированного общества, где из-за чрезмерного динамизма жизни и развития технологий утрачивается опыт непосредственного межличностного общения. Для этнических групп это может иметь крайне негативные последствия, поскольку возникает угроза ассимиляции со стороны более крупного сообщества. По мнению автора статьи, этнические средства массовой информации способны смягчить данные тенденции. Теоретико-методологической основой исследования выступает этносимволический подход, в котором ключевая роль в понимании развития нации отводится ее символической проекции. В статье дано определение этнически значимых символов как нарративов, вокруг которых формируется дискурс внутри сообщества. Их главная цель – сформировать этническое самоопределение. Охарактеризованы наиболее значимые символы кряшенского национального движения. Выделены модели их использования в газете «Туганайлар» с целью оказания влияния на самосознание кряшенского сообщества и развитие национального движения в целом. Это такие модели, как идентификация, соотнесение и мобилизация. Первые две модели направлены на формирование личного самосознания и групповой идентичности соответственно. Третья модель имеет иной механизм действия. Ее символы порождают дискуссии внутри сообщества и тем самым мобилизуют его. Также в статье выявлена корреляция между публикациями в газете «Туганайлар» за 2018–2022 гг. и моделями использования этнически значимых символов.

Ключевые слова: средства массовой информации, печатный капитализм, этническая газета, идентичность, кряшенский приход, кряшенский язык, кряшены, православие

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Скачать статью: PDF