Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN Print: 1817-9568;  ISSN Online: 2782-6007 РУС ENG

Главная / Новости / 18 декабря (среда) 2024 г.  в ИФиП УрО РАН состоится теоретический семинар

18 декабря (среда) 2024 г.  в ИФиП УрО РАН состоится теоретический семинар

09.12.2024

18 декабря (среда)  2024 г.  в ИФиП УрО РАН состоится теоретический семинар

Тема доклада: «Тема войны в советском кинематографе 1945-1985: проблема завершения прошлого»

Докладчик: Круглова Татьяна Анатольевна, доктор философских наук, профессор департамента философии Уральского гуманитарного института УрФУ.

Аннотация:

После завершения Второй мировой войны впервые в истории возникла ситуация, когда вся система культуры озаботилась рефлексией над проектами послевоенного мира. Опыт  Первой мировой войны и всего, что происходило в короткий промежуток между мировыми войнами, оказался не до конца осмысленным и вынуждал после Второй мировой войны всерьез задуматься о том, что войны не просто заканчиваются миром, оставаясь позади, в прошлом.  Опыт их проживания (поражения, победы и прочее) самым существенным образом влияет не только на геополитическую конфигурацию стран и регионов, но и на всю сферу культуры, центром которой является человек, его антропологический состав (утраты, надежды, готовность к миру). Война как тема искусства присутствует в послевоенном мире как сильно семантически нагруженный ресурс осмысления настоящего и строительства будущего. Проблема исследования темы войны в советском кинематографе помещена в рамку концепта «завершения прошлого», сформулированного в 1945 году («нулевой час», «санитарный ров») в отношении немецкого опыта переживания и осмысления  поражения, вины, ответственности и образа новой Германии. Травматичное прошлое, вышедшее из конфликтов и потенциально заряженное будущими конфликтами, должно быть преодолено в своем деструктивном действии, то есть завершено. Исходя из очевидного факта, что поражение или победа в войне является доминирующим фактором в послевоенном антропологическом проектировании, можно проследить в протяженном времени влияние этого обстоятельства на выстраивание советской культурой своего образа. В лекции будет предпринята попытка изучения проблемы «завершения прошлого» в  СССР на материале кинематографа о войне на протяжении всех этапов существования советской культуры до ее окончания в начале 1990-х годов.