Главная / Новости / 14 февраля 2023 года в ИФиП УрО РАН состоялся теоретический семинар
15.02.2023
14 февраля 2023 года в Институте философии и права УрО РАН состоялся теоретический семинар.
Докладчик: Дмитрий Макаров, д. филос. наук, к. и. н., заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин Уральской государственной консерватории.
Тема доклада: От предельной Истины - к фундаментальной онтологии. Многообразие дискурса в византийской философии XIV века.
Аннотация. В докладе приведены примеры раскрытия в византийской мысли как данных, так и целого ряда других тем. Если историки уже давно выясняют вопрос о том, откуда Византийская империя черпала энергию, жизненные силы и пассионарность в течение одиннадцати веков своего существования, то историки философии ещё даже и не подошли, по сути, к такой постановке вопроса. Сегодня открывается уникальное пространство для рефлексии на указанные темы. Старое мнение А.П. Каждана о том, что в поздний период Византия утратила культурный потенциал своего взлёта, бывшего в XI–XII вв., должно быть оставлено за непригодностью. Эпоху Палеологов давно называют временем византийского возрождения – как антикизирующего, так и православного, в причудливом взаимопереплетении и взаимоотталкивании обеих составляющих культуры, что позволяет по-новому ставить вопрос о византийском гуманизме и его типологии (гуманизм христианский, антично-христианский компромиссный, секулярно-антикизирующий). Паламитское учение – один из «центров синтеза» византийской мысли (В. Н. Лосский, И. Ф. Мейендорф, С. С. Хоружий, Г. Каприев).
Паламитское различение сущности и энергий Божиих, применимое и к видимой реальности, ставит перед нами вопросы, близкие к тем, что возникают в квантовой механике с её теорией запутанности – относительно: а) расширения нашего логического аппарата до неклассических логик; б) неустойчивости онтологической ситуации человека, разных типов его антропологических проявлений, реализации и размыкания, необходимости перехода от сущностной (как в философской антропологии) к энергийной парадигме анализа, которая в наши дни формируется в рамках синергийной антропологии.
Подробно рассматривается близость византийской философии и фундаментальной онтологии Хайдеггера, синергийной антропологии (из неё выросшей) и католической метафизике (Ж. Маритен, М. Унамуно), теории иеротопии (А. М. Лидов), некоторым разделам социальной топологии (С. А. Азаренко), философии Дж. Вико, теории иконы и иконического М.-Ж. Мондзен (в рамках современной иконологии), а также модальным и неклассическим логикам и паралогикам (Р. Монтегю, В. Л. Васюков, отчасти Д. Льюис, К. Г. Фролов, Дж. Фейгин и др.).
Приложение: Табл. 1. Многообразие видов дискурса в поздневизантийской философии XIII–XV вв.
Табл. 1. Многообразие видов дискурса в поздневизантийской философии XIII–XV вв.
|
|||
Вид дискурса |
Проявление |
Авторы |
Исследователи |
Богословский |
Теория энергий Божиих, перихорезы, вечного воссияния |
Григорий Палама, Феофан Никейский, Никифор Влеммид, Григорий Кипрский, Георгий Мосхамбар и др. |
В. Н. Лосский, В. Кривошеин, И. Ф. Мейендорф, А. Радович, Ж. Лизон, Н. Рассел, Р. Синкевич, Я. Димитракопулос, Я. Полемис, А. Риго, М. Ставру, П. Ж. Кальварью, Д. С. Бирюков, Д. Макаров |
Философский |
Предвосхищения фундаментальной онтологии, философия энергий, философия культуры и творчества; теория аскезы; теория волевого акта (МИ); полемика с понятием частной сущности |
Максим Исповедник, Георгий Мосхамбар, Феодор Метохит |
Ф. Лоритцен, Х. У. фон Бальтазар, А. Шуфрин, В. М. Лурье, Г. И. Беневич, М. Керманидис, Г. Каприев, Д. Макаров |
Логический |
Параконсистентная логика Божественного, модальная логика, допустимые параллели с семантикой Монтегю |
Палама, паламиты, Феофан Никейский, Макарий Макрис |
В. М. Лурье, Т. А. Щукин, О. Ю. Гончарко, Д. Макаров |
Культурологический |
Попытка обоснования светской этики и этики культуры, теория творчества и памяти, теория философии как катализатора развития греческой нации (ср. Вико), элементы социальной топологии и иеротопии |
Феодор Метохит |
Х.-Г. Бек, Г. Хунгер, М. Джиганте, Я. Полемис, С. Ксенофонтос, Д. Макаров |
Антропологический |
Теория причастности Богу по энергиям, обожения, безмолвия, перехода синергии в перихорезу, перихорезы по гномическому свойству души, достижения нетварности по благодати, креативности |
Палама, паламиты, Феофан Никейский, Филофей Кокккин |
И. Ф. Мейендорф, Д. Брэдшоу, С. Марков, Я. Полемис, Я. Димитракопулос, С. С. Хоружий, Д. Макаров |