Главная / Новости / Новые публикации И.Б. Фан
07.02.2023
Fan I., ‘Features of the Russian Koreans’ Collective Memory: The Trauma of Deportation’// Forum for Anthropology and Culture. 2022, no. 18, pp. 161–184.
http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/eng018/fan.pdf
Abstract: The article is about research into features of Russian Koreans’ collective memory of the 1937 deportation. The author’s aim has been to conduct a substantive analysis of semantic and sociopsychological aspects of memory of the deportation among different generations of Koreans, and to address the way they experience their history, the degree of reflection that they accord to it, and the influence of this memory on their social wellbeing and the definition of their identity. The methodological basis of the research is comprised by Jeffrey C. Alexander’s theory of cultural trauma, Ron Eyerman’s theory of collective memory, Aleida Assmann’s theory of historical memory and Victor Shnirelman’s theory of the structure of ethnic identity. The method of empirical research is in-depth biographical interviews. As a result, various semantic aspects relating to memory of the deportation among different generations of Koreans have been identified: the trauma inflicted by captivity, the loss of identity, the decapitalisation of ancestral experience, a tendency towards conformism and loyalty to the powers that be, and an avoidance of critical evaluations of the deportation and its consequences. The necessity of a comprehensive working-through of their social and cultural trauma by the Korean community is established. The article is based on field material, namely interviews with representatives of three generations of Russian Koreans which the author conducted in 2020 in Yekaterinburg.
Keywords: Russian Koreans, deportation, collective memory, social trauma, cultural trauma, identity, state (national) memory policy.
Фан И.Б. Отношение к человеку в официальной советской политической культуре конца 1920‑х – начала 1950‑х гг.: конструирование героя и мобилизация масс // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 4. С. 30–47.
https://madipi.ru/images/uploads/30-47_%D0%A4%D0%B0%D0%BD.pdf
Аннотация:
Статья посвящена исследованию содержания политической культуры сталинской эпохи, которое определяется противоречием между декларируемым идеалом человека и действительным отношением власти и культуры к массовому индивиду. Цель работы – представить направленность, способ, механизмы и функции конструирования такого идеала (героя как образца для идентификации) в искусстве, культуре, государственной культурной политике, направленной на производство массового индивида как сознательного коммуниста, а фактически, дешевую военную или рабочую силу. Методология исследования опирается на социологию знания П. Бергера и Т. Лукмана, анализирующую социальную соотносительность знания и социальной реальности, смысла и объективности. Данная теория позволяет раскрыть процесс конструирования социальной реальности в единстве тенденций объективации субъективных ценностей и субъективации объективного институционального порядка. Автором осуществлено обобщение принципов конструирования произведений советского искусства, составляющих канон социалистического реализма. Художественная литература помогает выявить скрытый смысл политической культуры в целом: культивирование героя означает обесценивание рядового индивида, способствующее эффективному его использованию для любых целей. В ходе исследования обнаружено, что результатом сталинского этапа культурной революции стала трансформация официальной, государственной политической культуры в социальный конструктор, производящий героев в целях воспитания советского человека, то есть его мобилизации на задачи, поставленные коммунистической партией. Действует этот конструктор как совокупность репрессивных и соблазняющих социальных, политических, культурных, педагогических и иных технологий и практик, направленных на производство такого типа массового индивида, который легко поддается манипуляции и обладает нужным партии и государству набором морально-политических качеств – коммунистической сознательностью, дисциплинированностью, коллективностью, патриотизмом, способностью к самопожертвованию и т.п. Но поскольку в процессе функционирования сталинской политической культуры как конструктора не учитывалась повседневная реальность, условия существования, потребности и интересы массового индивида, ее фактическим конечным продуктом стал амбивалентный советский человек. Последний составляет наследие, сохраняющее определенное значение в нынешней России.
* Исследование выполнено в рамках проекта «Специфика конструирования гражданственности в 1920–2010-х гг. на материале публичных парковых пространств г. Свердловска/Екатеринбурга» при поддержке РФФИ, грант № 20-411-660005.
Ключевые слова: социальное конструирование, политическая культура, сталинская эпоха, культурная революция, идеология, коммунистическая сознательность, политическая мифология, пропаганда, риторика, советский человек, гражданственность