Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN Print: 1817-9568;  ISSN Online: 2782-6007 РУС ENG

Главная / Новости / Теоретический семинар 14 февраля (вторник!) в 14.00

Теоретический семинар 14 февраля (вторник!) в 14.00

11.02.2023

14 февраля (вторник) в 14.00 в ИФиП УрО РАН состоится теоретических семинар. Докладчик: Дмитрий Игоревич Макаров, д. филос. наук, к. и. н., заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин Уральской государственной консерватории. Тема доклада: От предельной Истины - к фундаментальной онтологии. Многообразие дискурса в византийской философии XIV века.

В докладе будут приведены примеры раскрытия в византийской мысли как данных, так и целого ряда других тем. Если историки уже давно выясняют вопрос о том, откуда Византийская империя черпала энергию, жизненные силы и пассионарность в течение одиннадцати веков своего существования, то историки философии ещё даже и не подошли, по сути, к такой постановке вопроса. Сегодня нам открывается уникальное пространство для рефлексии на указанные темы. Старое мнение А.П. Каждана о том, что в поздний период  Византия утратила культурный потенциал своего  взлёта, бывшего в XI–XII вв., должно быть оставлено за непригодностью. Эпоху Палеологов давно называют временем византийского возрождения – как антикизирующего, так и православного, в причудливом взаимопереплетении и взаимоотталкивании обеих составляющих культуры, что позволяет по-новому ставить вопрос о византийском гуманизме и его типологии (гуманизм христианский, антично-христианский компромиссный, секулярно-антикизирующий). Паламитское учение – один из «центров синтеза» византийской мысли (В. Н. Лосский, И. Ф. Мейендорф, С. С. Хоружий, Г. Каприев).

Паламитское различение сущности и энергий Божиих, применимое и к видимой реальности, ставит перед нами вопросы, близкие к тем, что возникают в квантовой механике с её теорией запутанности – относительно: а) расширения нашего логического аппарата до неклассических логик; б) неустойчивости онтологической ситуации человека, разных типов его антропологических проявлений, реализации и размыкания, необходимости перехода от сущностной (как в философской антропологии) к энергийной парадигме анализа, которая в наши дни формируется в рамках синергийной антропологии.

Особое внимание будет уделено показу близости византийской философии к фундаментальной онтологии Хайдеггера, синергийной антропологии (из неё выросшей) и католической метафизике (Ж. Маритен, М. Унамуно), теории иеротопии (А. М. Лидов), некоторым разделам социальной топологии (С. А. Азаренко), философии Дж. Вико, теории иконы и иконического М.-Ж. Мондзен (в рамках современной иконологии), а также модальным и неклассическим логикам и паралогикам (Р. Монтегю, В. Л. Васюков, отчасти Д. Льюис, К. Г. Фролов, Дж. Фейгин и др.).

Табл. 1. Многообразие видов дискурса в поздневизантийской философии XIIIXV вв.

Вид дискурса

Проявление

Авторы

Исследователи

Богословский

Теория энергий Божиих, перихорезы, вечного воссияния

Григорий Палама, Феофан Никейский, Никифор Влеммид, Григорий Кипрский, Георгий Мосхамбар и др.

В. Н. Лосский, В. Кривошеин, И. Ф. Мейендорф, А. Радович, Ж. Лизон, Н. Рассел, Р. Синкевич, Я. Димитракопулос, Я. Полемис, А. Риго, М. Ставру, П. Ж. Кальварью, Д. С. Бирюков, Д. Макаров

Философский

Предвосхищения фундаментальной онтологии, философия энергий, философия культуры и творчества; теория аскезы; теория волевого акта (МИ); полемика с понятием частной сущности

Максим Исповедник, Георгий Мосхамбар, Феодор Метохит

Ф. Лоритцен,  Х. У. фон Бальтазар, А. Шуфрин, В. М. Лурье, Г. И. Беневич, М. Керманидис, Г. Каприев, Д. Макаров

Логический

Параконсистентная логика Божественного, модальная логика, допустимые параллели с семантикой Монтегю

Палама, паламиты, Феофан Никейский, Макарий Макрис

В. М. Лурье, Т. А. Щукин, О. Ю. Гончарко, Д. Макаров

Культурологический

Попытка обоснования светской этики и этики культуры, теория творчества и памяти, теория философии как катализатора развития греческой нации (ср. Вико), элементы социальной топологии и иеротопии

Феодор Метохит

Х.-Г. Бек, Г. Хунгер, М. Джиганте, Я. Полемис, С. Ксенофонтос, Д. Макаров

Антропологический

Теория причастности Богу по энергиям, обожения, безмолвия, перехода синергии в перихорезу, перихорезы по гномическому свойству души, достижения нетварности по благодати, креативности

Палама, паламиты, Феофан Никейский, Филофей Кокккин

И. Ф. Мейендорф, Д. Брэдшоу, С. Марков, Я. Полемис, Я. Димитракопулос, С. С. Хоружий, Д. Макаров