Научный журнал "Дискурс-Пи"
ISSN: 1817-9568 (Print) РУС ENG

Главная / Новости / Теоретический семинар 6 октября

Теоретический семинар 6 октября

08.10.2021

Доклад посвящен сравнительному анализу фильмов «Жаворонок» (Л. Менакер, Н. Курихин, 1964) и «Т-34» (А. Сидоров, 2018), базирующихся на сходном сюжете. Автор дал характеристику государственной политике памяти относительно Великой Отечественной войны от начала складывания мифа о войне до настоящего времени, а также в общих чертах воссоздал кинематографический фон периода создания указанных фильмов. На основе изучения сюжета и визуального ряда фильмов «Жаворонок» и «Т-34» произведён их анализ в контексте тенденций государственной политики памяти и кинематографа.

Автор пришёл к выводам, что оба фильма во многом являются продуктами государственной политики памяти, а кинематографический контекст повлиял на визуальный ряд и содержание фильмов. «Жаворонок» – произведение «оттепельного» кинематографа с присущим ему вниманием к личности отдельного человека, его психологии и судьбе, пристрастием к съёмкам на натуре, «свободной камере», диагональным кадрам и контрастному монтажу. Государственная политика памяти обусловила акцентирование в фильме на трагической стороне войны – смертях, страданиях, потерях и неудачах первого периода Великой Отечественной войны. В фильме «Т-34» взятый за основу сюжет «Жаворонка» существенно трансформировался под воздействием новых веяний в государственной политике памяти и киноэстетике, испытывающей влияние компьютерных игр. Акцент со страданий и смертей переместился на битвы и победы, в результате чего трагическая история обрела счастливый финал, а внимание к людским судьбам сменило внимание к технике и механике войны, а именно к танковым сражениям. Автор высказал предположение, что главной причиной изменения государственной политики памяти выступают перемены в экономической, политической и социальной ситуации внутри и вне страны.